Гарантирующие поставщики электроэнергии Северного Кавказа: развитие вне стереотипов

08 февраль 2013

Энергосбытовые компании СКФО берут курс на преодоление кризиса неплатежей в энергетике

С начала текущего года в модель рынка электроэнергетического комплекса внесены существенные изменения. Новая методика расчета сбытовой надбавки предоставляет больше возможностей для развития сбытового сегмента электроэнергетики. Между тем, судьба энергосбытового сектора, в частности, компаний - гарантпоставщиков, по-прежнему зависит от платежной дисциплины, которая в СКФО особо актуальна.

О ментальных особенностях энергетики республик Северного Кавказа и преодолении кризиса неплатежей на оптовом рынке электроэнергии  рассказал исполняющий обязанности генерального директора гарантирующих поставщиков СКФО и Калмыкии ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» Кральбий Жангуразов.

 

- Существуют ли "ментальные особенности" энергетики республик Северного Кавказа и отражаются ли они на преодолении кризиса неплатежей на оптовом рынке электроэнергии?

- Мы все привыкли думать, что Северный Кавказ - регион особенный. Привычка смотреть на экономические и иные вопросы исключительно через призму ментальности накладывает свой отпечаток на устранение проблем в различных сферах функционирования регионов СКФО (в том числе и в электроэнергетике) и является естественным барьером развития. Нам стоило немалых усилий переломить отношение потребителей региона к вопросу необходимости своевременного выполнения своих обязательств перед компаниями - гарантпоставщиками электроэнергии. Соблюдение договорных условий по своевременной оплате потребленной электроэнергии – основной инструмент для поддержания добропартнерских отношений с поставщиком, который, в свою очередь, имеет еще более жесткие обязательства на оптовом рынке электроэнергии.

 

- Платежная дисциплина на Северном Кавказе имеет тенденцию к ухудшению?

- Наоборот. После того, как вице-премьер Правительства РФ, полпред СКФО Александр Хлопонин и министр энергетики страны Александр Новак взяли под личный контроль улучшение платежной дисциплины в республиках Северного Кавказа, проблема региональных долгов на оптовом рынке электроэнергии утратила репутацию нерешаемой. В период с августа по декабрь 2012 года специальная рабочая группа Хлопонина по вопросам урегулирования платежной дисциплины в республиках Северного Кавказа совместно с топ-менеджментом компаний – гарантирующих поставщиков и правительственных структур республик СКФО добилась значительного повышения платежной дисциплины как на розничных, так и на оптовом рынке электроэнергии.

Если по итогам 2011-го года платежи северокавказских гарантпоставщиков не достигали и 65%, то за год компаниям удалось улучшить показатели по выполнению обязательств на оптовом рынке более чем на 15% и поднять платежную дисциплину по СКФО до 80%. В некоторых регионах показатели и вовсе оптимистичные:   ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго»     - 113% и ОАО «Каббалкэнерго» - 111%, ОАО «Севкавказэнеро» - 80 %. 15-процентное улучшение показателей за год позволило миновать зону риска лишения статуса гарантирующего поставщика.

 

- Руководство гарантпоставщиков СКФО выступило ранее инициаторами создания для потребителей Северного Кавказа «особых условий» формирования тарифа, позволивших конечному потребителю электроэнергии приобретать ее за цены значительно ниже, чем в большинстве регионов страны.  Для республик СКФО стоимость электроэнергии на оптовом рынке в среднем на 45% ниже, чем по всей России.

- Действительно, это дополнительный и весьма существенный механизм субсидирования регионов. Часть удешевления электроэнергии на оптовом рынке капитализирована в сетевые инвестиции республик Северного Кавказа и идет на модернизацию сетевого комплекса, на строительство новых объектов. Именно поэтому нам – гарантпоставщикам – важно, чтобы потребители осознавали экономическую и социальную важность того, что за электроэнергию, которую они потребляют, необходимо платить вовремя и в полном объеме.

 

- И тем не менее, несмотря на улучшение показателей, вопрос наращивания долгов некоторыми категориями потребителей перед самими компаниями - гарантпоставщиками не утратил свою актуальность?

- В первую очередь, проблема характерна для предприятий сферы ЖКХ, чей суммарный долг в различных регионах СКФО составляет от 25% до 60% общего объема всех неплатежей. К тому моменту, когда рабочая группа Минэнерго приступила  к устранению долгов потребителей электроэнергии в регионах СКФО, общая задолженность компаний, отвечающих за энергоснабжение республик Северного Кавказа, превышала 23 млрд. руб. Уже к  концу года –  за 5 месяцев - задолженность удалось существенно снизить.

 

- Предприятия-должники, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению республик СКФО, часто стали использовать негативную практику систематического банкротства.

- Обратите внимание, что при  этом указанным предприятиям коммунальные объекты на баланс не передаются, что делает невозможными обращения по взысканию имущества. Миллионные долги за электроэнергию накапливаются, затем предприятия-должники подают заявления на банкротство, а задолженность остается непогашенной. Подобная «находка» коммунальщиков-должников может подорвать финансовую безопасность гарантирующих поставщиков и повышает угрозу сокращения поставок электроэнергии в республики СКФО.

Без содействия правоохранительных органов действие этого механизма не приостановить. Поэтому в настоящее время мы усилили сотрудничество с различными силовыми структурами в регионах СКФО – МВД, прокуратурой, службой судебных приставов. В некоторых республиках Северного Кавказа нами уже проведены совместные акции по взысканию задолженности и конфискации имущества совместно с представителями службы судебных приставов.

Также в обязательном порядке начнут действовать государственные и муниципальные гарантии по оплате электроэнергии теми потребителями, ограничение которых не допускается на законодательном уровне.

 

- Переход на новую методику окажет влияние на тарифы для населения?

- В декабре 2012 года правительством РФ были разработаны и утверждены новые методические указания по расчету сбытовых надбавок, направленные на повышение эффективности деятельности гарантпоставщиков. Новые методические указания предъявляют к гарантирующим поставщикам повышенные требования по качеству обслуживания потребителей. При этом переход на новую методику не окажет влияния на тарифы для населения, изменения в подходе расчета сбытовых надбавок коснутся потребителей-юридических лиц.

Кроме того, ряд эффективных мер по улучшению качества обслуживания предложен и гарантпоставщиками СКФО: помимо увеличения административного штрафа за неучтенное потребление электроэнергии и самовольное подключение к электрическим сетям, планируется продолжить процесс так называемой сбытовой консолидации. Практика в ряде регионов Северного Кавказа показывает, что перевод всех потребителей на прямые расчеты с компаниями-гарантами путем устранения с розничного рынка недобросовестных перепродавцов электроэнергии, являющихся посредниками между гарантпоставщиками СКФО и конечными потребителями, делает механизм энергоснабжения максимально прозрачным. Так, в течение 2011-2012 годов таким путем были сконсолидированы 15 предприятий–посредников. Эти меры не только существенно минимизируют факты нарушения энергозакона в регионах СКФО, но и позволят войти энергетике Северного Кавказа в полноценную конкурентоспособную систему отношений.

Меню